Tattoo.by bodyart e-zine
салоны татуировки татуировки знаменитостей женские татуировки каталог сайтов

Скопцы, мистическое течение в христианской церкви

Процесс кастрации :) Где появились первые евнухи, с точностью не известно. История знает их во всех известных странах древнего Востока; в Ассирии, в Персии, в Египте. По словам римского историка 4 в., Аммиака Марцеллина, скопчество существовало еще во времена Семирамиды, ассирийской царицы, которая первая ввела евнухов. Это же мнение разделяет и Клавдиан (римский поэт конца 4 и начала 5 вв. н. э.). Существует также мнение о происхождении евнухов из Персии, из деревни Спада. О Навуходаносоре, царе вавилонском, предание говорит, что он повелел оскоплять всех военнопленных.

О древности скопчества говорит и свидетельство Библии (книга Второзакония, книга пророка Исайи). В Деяниях Апостольских рассказывается о скопце-казначее Эфиопской царицы Кандакии, которого окрестил апостол Филипп. У Иисуса Сираха тоже говорится о скопцах. От древних народов Востока скопчество перешло к грекам, у которых даже появились спекуляторы, обратившие евнухов в предмет выгодной торговли: скупая невольников, они оскопляли их и перепродавали в азиатские гаремы.

Мотивы для оскопления были весьма разнообразны. За исключением природного недостатка и грубых операций с врачебной целью, главной причиной, породившей скопчество, можно считать многоженство. Не доверяя верности своих многочисленных жен, властители восточных стран запирали их в гаремы, для охраны которых приставлялись евнухи или скопцы.

Обычай держать евнухов перешел от египтян к евреям, которыми, он, однако, не одобрялся. Периандр, тиран коринфский, посылал детей для оскопления к Алиатту, царю индийскому; но в общественном мнении греков оскопление считалось "безбожным нечестием".

В Риме скопчество известно со времен Августа и Тиберия. При Адриане оскопление было признано преступлением; при Константине Великом за него грозила смертная казнь; при Юстиниане Великом оскопителя наказывали оскоплением и отнятием имущества. Тем не менее в Византии процветало евнушество; многие евнухи достигали высших должностей.

В Западной Европе евнушество не практиковалось, но оскопление производилось над детьми с целью сохранения на долгое время их дискантового голоса. Только в конце 18 века папа Климент XIV, под страхом церковного проклятия, запретил эту операцию. В прежнее время оскопление применялось так же как карательная мера за разные тяжкие преступления. В византийской истории известны также случаи политического оскопления; жертвой его был, например, знаменитый константинопольский патриарх Игнатий.

Известны случаи оскопления из ревности, мести и пр. Самооскопление встречается из страха перед нуждою (чтобы не иметь детей), из боязни венерических болезней, для избежания воинской повинности, в припадке умопомешательства. Оскопление с религиозной целью встречается впервые тоже в древности, на Востоке. Таково было служение богине Кибеле, перешедшее во Фригию из Сирии и Финикии, а оттуда распространившееся в Греции и Италии. Жрецами этой богине были люди, добровольно оскопившие себя.

В христианском мире первый случай оскопления известен в 3 веке: знаменитый ученый Ориген оскопил себя во избежание соблазна, за что был лишен священства. Защищая себя, Ориген ссылался на превратно толкуемый текст евангелиста Матфея: "суть обо Скопцах и т. д.". Оскопление, как ересь, появилась в 3 веке, независимо от влияния Оригена, в Палестине, в городе Филадельфии, под названием Валезианской ереси, по имени аравийского философа Валезия. В 249 эта ересь была предана проклятию; дальнейшая судьба ее не известна.

Случаи скопчества продолжали встречаться, не смотря на строгость церковных законов, предаваших виновников отлучению от церкви. Первый С. в России был пришелец монах Адриан, при св. равноапостольном князе Владимире (1001). Затем следует Моисей многострадальный, оскопленный одной полькой (ум. в 1041). В конце 11 века появляются на кафедре митрополии киевской скопцы, греки Иоанн II и Ефрем I (1090-1096). Еще известны древние скопцы-епископы: смоленский - Мануил (1138-1147), владимиро-волынский - Федор (1136-1147) и луцкий Феодосии (1326). В первой половине 18 века производилось два дела о скопцах: в 1721 об иеродиаконе Иосафе и в 1740 о протопопе Андрее Иванове.

Первые официальные сведения о появлении скопчества как ереси мы находим в указе императрицы Екатерины II от 1772, предписывающем расследовать дело о скопцах, появившихся в Орловской губ. Один из главных виновных, Андрей Иванов, был сослан в Нерчинск, в каторжные работы. Другим распространителем скопчества был Кондратий Селиванов. По смерти Селиванова начинается масса судебных процессов о скопцах. Во избежания кары они переселяются за границу, особенно в Румынию. В 1871 между скопцами происходит движение, направленное против тех, кто усвоивоил мирские обычаи. Во главе его становится "святое избрание" из 40 членов, с главными вождями Куприановым и Лисиным; последний объявил себя вторым искупителем и царем Петром III, который по божеству выше Иисуса Христа, а по человечеству - выше государя. В 1876 Лисин приговорен к каторжным работам. Судебные процессы о скопцах не прекращаются и позже.

По учению скопцов, отец искупитель, второй Христос (т. е. Селиванов), воплотился от Св. Духа и родился от Непорочной Девы (имп. Елизаветы Петровны) по благовествованию ей Иоанна Богослова. Он же есть "белый царь", Петр III Федорович.

Общины, на которые разделяются скопцы, называются кораблями. Каждый корабль управляется "кормщиком", власть которого в отношении к подчиненным безгранична. Второе место в иерархии скопцов занимает кормщица или богородица. Богослужения, совершаемые скопцами, называются "радениями".

Собственно радения совершаются четырьмя способами: 1) "корабликом": радеющие становятся в круг один сзади другого и ходят, сильно припрыгивая, друг за другом гуськом; 2) "стеночкой": становятся также в круг, но плечом к плечу, и ходят посолонь (т. е. по солнцу, слева направо), прыжком; 3) "крестиком": 4-8 человек становятся по одному или по два в каждый угол и затем скорым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно сменяют друг друга; 4) в "одиночку": несколько человек выходят на середину и, под так скороговорчатых "распевцев", начинают кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надуваются и шумят как паруса. Это пляска, которой скопцы предаются до одурения, естественно должна истощать силы, т. е., по взгляду скопцов, ослаблять "злую лепость"; с другой стороны, действуя на радеющих как бы наркотически, она доставляет им особого рода вожделение.

Скопцы отличаются необыкновенно сильным прозелитизмом. Их задача - стараться всеми способами о возможно большем распространении своего учения, или, точнее, об увеличении числа оскопленных. Средства, которыми поддерживается существование и облегчается распространения скопчества, двоякого рода: одно заключается в самом учении секты, другое - в организации ее, как общества.

Совращение часто происходит путем обольщения материальными выгодами, втягивания бедняков в долговые обязательства, найма в услужение мальчиков или покупки детей, преимущественно мальчиков. Обстоятельством, затрудняющим окончательное вступление в секту, является ее учение о необходимости оскопления; но и его сектанты умеют подкрепить доказательствами, против которых трудно устоять человеку неграмотному или неразвитому. Во-первых, тексты из Библии, взятые вне соответствия с духом всего Христова учения, кажутся имеющими именно тот смысл, какой находят в них скопцы. Кроме книг Святого Писания, скопцы и в книгах духовно-нравственного содержания, наиболее распространенных и уважаемых в народе, подыскивают выражения и целые фразы, по-видимому, прямо говорящие об оскоплении.

Во-вторых, физическому страданию от операции и преследованию со стороны правительства скопцы стараются и успевают предать строго-религиозный характер. Наконец, для слабых верою, скопцы делают снисхождение, дозволяя отлагать на неопределенное время принятие оскопления и во всяком случае не обязывая к нему сразу по вступлению в секту.


ТАТУ САЛОНЫ
Салоны татуировки Минска
Москва
Санкт-Петербург
Харьков
Остальные >>>


 

При использовании материалов сайта активная ссылка на Tattoo.by обязательна

e-mail: dima.tattoo@gmail.com
© 2000-2016 Tattoo.by bodyart e-zine